МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
ПОЗНАНИЕ МИРА
учебная программа
для 1-4 классов уровня начального образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
Познание мира: Учебная программа для 1-4 классов уровня начального образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. – 10 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2015.
Приложение 7
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по предмету
«Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. «Познание мира» для начальной школы является одним из основных предметов образовательной области «Естествознание».
3. Цель учебного предмета «Познание мира» – формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире, представлений о взаимосвязях природы и человека.
4. Основные задачи:
- сформировать любовь к родному краю;
- дать элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
3) прививать навыки соблюдения безопасного поведения в повседневной жизни при выполнении лабораторных работ и во время экскурсии на природе;
4) дать понятие о системе взаимоотношений «человек - природа»;
5) развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
6) защищать и охранять окружающую среду;
7) научить показывать на карте свою Родину, реки и озера родного края, горы и полезные ископаемые;
8) развивать умения различать объекты живой и неживой природы;
9) развивать познавательный интерес и умение находить дополнительную информацию о растениях и животных, природных богатствах родного края, используя при этом полученные знания;
10) развивать наблюдательность, формировать умение анализировать, пополнить жизненный опыт;
11) расширить знания учащихся об окружающем мире, учить понимать взаимосвязь живой природы и человека, закономерности явлений окружающей среды;
12) совершентсвовать знания, умения, навыки освоения научных знаний начальной школы по предметам естественного цикла;
13) сформировать любовь к труду и привить уважение к результатам собственного и чужого труда;
14) дать понятие общественных благ и их ценности.
5. Количество часов составляет: в 1классе – 1 час в неделю, всего за год – 33часа, в 2-4 классах – 1 час в неделю, всего за год – 34 часа.
6. В процессе изучения содержания учебного материала учитываются межпредметные связи с:
1) русским языком. Использование новых слов при связной речи, классификация, сравнение, пополнение словарного запаса;
2) литературным чтением. Чтение рассказов о природе, ее богатствах, заучивание пословиц, поговорок, стихов о природе;
3) математикой. Использование измерительных приборов во время практических работ, расширение понятия о масштабе;
4) музыкой. Подбор и слушание музыки, песни, куйи о природе, человеке;
5) изобразительным искусством. Использование произведений художников о природе, природных явлениях и временах года;
6) трудовым обучением. При изготовлении изделий использовать знания о природных материалах;
7) физической культурой. Обогатить знания о здоровом образе жизни; режиме дня; о вредных привычках, закаливании организма человека.
2. Базовое содержание учебного предмета для 1 класса
7. Окружающий мир (6 ч.):
1) окружающий мир. Предметы. Явления природы;
2) смена дня и ночи, ее значимость в жизни растений, животных и человека. Наблюдение за окружающим миром.
8. Человек (4 ч.):
1) труд человека, важность достижения результатов через собственный труд;
2) органы чувств человека. Глаза. Кожа. Уши. Нос. Язык. Уход за органами чувств.
9. Природа (23 ч.):
1) погода. Определение сторон горизонта;
2) времена года. Осень. Труд людей осенью. Зима. Труд зимой. Весна. Труд весной. Лето. Труд летом;
3) влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений. Группы растений, органы растений и их функции. Плоды растений. Семена. Овощи и пути их выращивания. Размножение растений. Роль растений в жизни животных. Значение растений в жизни человека. Охрана растений;
4) животные. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, насекомые, млекопитающиеся. Их виды, жизнедеятельность, среда обитания. Об их пользе и вреде в жизни растений;
5) жизнедеятельность, питание и линька животных, подготовка к весеннему и зимнему периоду. Подготовка птиц к зиме. Жизнедяетельность животных весной. Приплод животных. Прилет птиц. Домашние птицы и их жизнедеятельность;
6) экскурсии. «Мир растений и животных», «В помощь птицам», «Жизнь растений» (сад, музей, зоопарк, краеведческий музей).
3. Базовое содержание учебного предмета для 2 класса
10. Взаимоотношения человека с окружающим миром (6 ч.):
1) необходимые условия для жизнедеятельности человека. Взаимосвязь человека с окружающим миром;
2) труд и его значение в жизни человека. Труд как главный инструмент улучшения жизни. Природоохранная деятельность человека.
11. Природа (8 ч.):
1) горизонт. Компас. Рисунок и схема. План местности;
2) воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха в жизни человека, растений и животных;
3) вода. Значение воды. Значение воды в жизни человека, растений и животных;
4) почва. Понятие о составе и о пользе почвы. Значение почвы;
5) лабораторная работа. Определить свойства воздуха (цвет, объем, вкус, запах, теплопроникаемость). Определить свойства воды (цвет, вкус, разбавитель, состояние). Определить состав почвы (песок, глина, перегной);
6) экскурсия. Используя компас, определить место объектов и предметов. Определить направление движения «школа-дом», «дом-магазин» и другие, нанести схему на бумагу.
12. Жизнедеятельность растений (10 ч.):
1) растение – живой организм. Значение органов растения. Корень. Стебель. Листья и их значение. Среда обитания и размножения растений. Культурные растения. Необходимые условия для размножения культурных растений. Значение домашних растений в жизни человека;
2) практическая работа. Наблюдение за размножением растений.
13. Жизнедеятельность животных (10 ч.):
1) разнообразие животных. Условия для жизнедеятельности животных. Среда обитания животных. Домашние и дикие животные. Птицы. Домашние и дикие птицы. Размножение и питание животных;
2) роль животных и растений в жизни человека. Охрана природы;
3) экскурсия. Экскурсии в зоопарк, музей. Тема: «Разнообразие животных и растений».
4. Базовое содержание учебного предмета для 3 класса
14. Организм человека и уход за ним (8 ч.):
1) человек – часть природы. Органы человека и их функции. Кожа – защита внутренних органов тела, ее функции. Скелет. Мышцы. Опорно-двигательные органы. Органы кровообращения. Сердце и его основная функция. Органы дыхания. Органы пищеварения, их функции. Нервная система и ее функции. Органы чувств. Глаза, уши, нос, язык, кожа. Значение и функции органов чувств в жизни человека. Наглядные пособия. Скелет человека. Плакаты: «Строение органов дыхания», «Строение сердца», «Кровеносная система», «Организм человека». Приборы. Секундомер, спидометр;
2) практическая работа. Наблюдение за движениями рук, ног. Определение роли мыщц при движении. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после бега на месте.
15. Природа и человек (14 ч.):
1) как человек изучает природу? Методы изучения природы. Наблюдение. Проведение опыта. Понятие об опыте. Различия между опытом и наблюдением. Использование математики при исследовании природы. Наглядные пособия. Перекидной календарь, термометр, весы, рулетка, линейка и др. Различные инструменты при измерении величин;
2) практическая работа. Работа с измерительными приборами, измерение различных предметов. Виды работ с использованием календаря, часов, линейки. Наблюдение за погодой с применением термометра;
3) тела. Вещество. Явления. Дать представление о телах. Природные и искусственные тела. Вещество и их свойства. Наглядные пособия. Модели природных и искусственных тел;
4) практическая работа. Наблюдение за различием природных и искусственных тел. Сравнение тел и веществ, определение их взаимосвязи;
5) воздух. Вода. Погода. Воздух и его свойства. Движение воздуха. Вода в природе и его свойства. Облака и туман. Осадки. Охрана воды. Наглядные пособия. «Круговорот воды в природе» (плакат);
6) практическая работа. Прогноз погоды (дать представление о народных приметах), определение направления ветра, температуры воздуха и т.д. Вести учет в «Дневнике наблюдения»;
7) полезные ископаемые и их охрана. Понятие о горных породах. Плотные и рыхлые горные породы. Полезные ископаемые и их виды. Гранит. Песок. Глина и известняк. Пищевая соль. Нефть и природный газ. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Использование имеющихся благ для пользы всего общества;
8) почва. Виды почвы, особенности, состав и защита почвы. Наглядные пособия. Коллекция образцов полезных ископаемых;
9) практическая работа. Определить свойства полезных ископаемых. Исследовать виды почвы.
16. Многообразие растений и животных (12 ч.):
1) разнообразие растений. Разнообразие растений. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Теплолюбивые и холодоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Среда обитания растений. Значение растений в жизни человека. Растения, занесенные в «Красную книгу» Республики Казахстан. Наглядные пособия. Коллекция растений, занесенных в «Красную книгу». Дикорастущие и культурные растения;
2) экскурсии. Знакомство с разнообразием растительного мира. Роль сезонных изменений в жизни растений;
3) многообразие животных. Сведения о многообразии животных. Насекомые. Птицы. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Адаптация животных к среде обитания. Охрана животных. Наглядные пособия. Животные, занесенные в «Красную книгу». Заповедники;
4) экскурсии. Знакомство с жизнью и средой обитания животных, занесенных в «Красную книгу» Республики Казахстан.
5. Базовое содержание учебного предмета для 4 класса
17. Природа (16 ч.):
1) различные способы изучения природы и наблюдения за ней;
2) физическая карта. Масштаб. Поверхность суши: равнина, горы. Изменение поверхности земли под воздействием человека. Рельеф земли Казахстана, его изображение на физической карте;
3) полезные ископаемые, его группы. Руды черных и цветных металлов. Горючие полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые: фосфорит, асбест, известняк, мел, мрамор;
4) вода. Круговорот воды. Подземные воды. Минеральные воды. Реки и озера. Его значение в жизни человека. Охрана воды;
5) воздух и погода. Значение воздуха для жизни на земле. Состав воздуха, воздушная оболочка. Прогноз погоды. Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха. Наглядные пособия. Физическая и географическая карта Казахстана. План местности. Коллекция полезных ископаемых;
6) практическая работа. Определение сторон горизонта с помощью компаса. Работа с использованием физической и географической карт Казахстана: найти и показать месторождение полезных ископаемых, расположение озер и рек, границы Казахстана. Работа с дневником наблюдения. Определить изменения погоды;
7) экскурсия. Поход в музей (геологический).
18. Растительный и животный мир Казахстана (12 ч.):
1) места произрастания растений и среда обитания животных. Растения и животные лугов. Растения и животные степей. Растения и животные пустынь. Растения и животные лесов и тугаев. Растения и животные водоемов. Растения и животные гор. Влияние погодных условий и деятельность человека в жизни растений и животных;
2) земледелие и животноводство нашего края. Условия для развития земледелия и животноводства. Использование имеющихся благ для пользы всего общества. Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана;
3) практическая работа. Найти на карте леса и горы Казахстана. Экскурсия. «Знакомство с растениями и животными родного края». Соблюдение правил безопасности во время экскурсии.
19. Земля – космическое тело (6 ч.):
1) первоначальное понятие о космосе. Звезда. Планета. Сведения о галактике. Путь в космос. Ю.Гагарин – первый космонавт. Т.Аубакиров, Т.Мусабаев – казахстанские космонавты. Вид Земли с космоса;
2) солнце. Земля. Глобус – модель Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Его значение для жизни на Земле. Смена дня и ночи и ее причины. Смена времен года. Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана. Глобус;
3) практическая работа. Глобус – модель Земли. Вращение глобуса и земли.
6. Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
20. Предметные результаты. По завершении 1 класса учащиеся должны знать:
- о живых и неживых веществах и телах природы;
- отличие дня от ночи;
- о предметах, сделанных руками человека, ценности собственного труда;
- о природных явлениях;
- об органах чувств и уходе за ними;
- об органах растений;
- о влиянии сезонных изменений на жизнь животных и птиц;
- о сезонных работах человека;
- о значении сезонных явлений;
- название времен года, роли в жизни человека, растений и животных;
- о роли растений и животных в жизни человека;
- правила личной гигиены;
- правила безопасности;
- простейшие правила охраны природы.
21. Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта;
- использовать методы наблюдения за окружающим миром.
7. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
22. По завершении 2 класса учащиеся должны знать:
- о взаимоотношении человека с окружающим миром, об улучшении жизни через труд;
- о значении и свойствах воды, воздуха и почвы;
- о необходимых условиях для размножения растений;
- о среде обитания растений;
- о домашних и диких животных;
- о питании животных и птиц;
- о взаимосвязи между растениями и животными;
- об условиях для жизнедеятельности животных и птиц;
- о роли растений и животных в жизни человека;
- отличие рисунка от схемы.
23. Учащиеся должны уметь:
- применять компас;
- заботиться о домашних животных;
3) соблюдать технику безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.
8. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
24. По завершении 3 класса учащиеся должны знать:
- об органах человека и их функциях;
- об опорно-двигательной системе человека;
- о значении и функциях органов чувств;
- о полезных и вредных привычках;
- о природных и искусственных телах;
- о природных явлениях;
- о значении воздуха для жизни на Земле;
- о деятельности человека по охране воды, воздуха, полезных ископаемых, растений и животных;
- о горных породах;
- о свойствах воды, образовании тумана, туч и осадков;
- о роли полезных ископаемых в жизни человека, их использовании для пользы всего общества;
- о значении растений в жизни человека и животных, о среде произрастания растений и их значении в жизни человека и животных;
- о среде обитания животных и об их питании;
- о классификации животных;
- о различии между телами и веществами.
25. Учащиеся должны уметь:
- проводить опыты по определению свойств тел и веществ;
- применять секундомер, спидометр, термометр и весы;
- соблюдать правила здорового образа жизни;
- различать полезные ископаемые (в пределах программы);
- охранять животных и растений, занесенных в «Красную книгу».
9. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
26. По завершении 4 класса учащиеся должны знать:
- о полезных ископаемых и роли в жизни человека;
- о круговороте воды и об ее охране;
- о деятельности человека по охране и очистке воздуха;
- о животных и растениях, занесенных в «Красную книгу»;
- о воздушной оболочке Земли и о составе воздуха, о ее роли в жизни человека, животных и растений;
- о земледелии и животноводстве родного края и способы их развития, их использовании для пользы всего общества;
- о среде обитания животных и произрастания растений, о деятельности человека по ее охране;
- первоначальные сведения о космосе, первых космонавтах Казахстана;
- об очистке и охране воздуха, воды и почвы.
27. Учащиеся должны уметь:
- показывать на физической карте реки, озера, горы леса Казахстана;
- определять границы Казахстана на географической карте;
- выполнять правила поведения в общественных местах.
28. Личностные результаты должны проявляться в:
- стремлении к заботе, защите и охране окружающей среды;
- уважении к труду человека;
- сохранении здорового образа жизни, умении самостоятельно соблюдать правила личной гигиены;
- любви к родному краю, чувстве гордости к духовному наследию и природному богатству своей страны.
29. Системно-деятельностные результаты должны применяться в:
- умении наблюдать за природой;
- умении самостоятельно вести наблюдения, анализировать природные явления и делать выводы;
- навыках использования методов изучения природы;
- умении выполнять лабораторные работы;
- умении чертить план местности и проектировать;
- умении анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы;
- познавательных, исследовательских, проектировочных, творческих способностях;
- умении собирать и систематизировать информацию.
|